Список публикаций: Обама и Путин не слышат друг друга.
Обама и Путин не слышат друг друга. Обама и Путин, как справедливо заметила Меркель, находятся в разных реальностях. На это указывают слоганы, используемые лидерами. Слоган Обамы, "дорого обойдется..." показывает, что, скорее всего, он пребывает в целерациональной реальности (М.Вебер), а слоганы Путина, что его место в рамках реальности ценностно-рациональной. Реальность Путина проявляется через слоганы, посвященные защите соотечественников или такой яркий слоган, как "своих не сдаем". В этой реальности главная ценность - не успех, не прибыль, а ощущение общности со "своими", соборность. Кстати, слоган "своих не сдаем" использовался не только в ситуации, связанной с Крымом, а и в 2012 году, в контексте "защиты Сердюкова" На мой взгляд, это дополнительно подтверждает факт связи слогана с глубинными ценностями. Еще раньше (2007 г.) на значение ценностно-рациональной реальности русской культуры указывал С.Г. Кара-Мурза в книге "Кого будем защищать?" В ней он констатировал следующее: "Большинство граждан испытывают постоянные душевные муки, видя вокруг себя страдания своих соотечественников...". Из дальнейшего контекста становиться ясным, что ценности сострадания соотечественникам является "русским ответом" на вызовы времени, от которых невозможно уклониться. Отсутствие ответа означало бы конец самой русской культуры. "При этом, отмечает Кара-Мурза, и благополучное большинство в главном перестает быть русскими, потому что признать бедственное положение своих братьев и сограждан как приемлемую норму жизни — значит порвать с русской культурой". В силу особенностей ценностно-рациональной реальности, в которой пребывает русская культура, результаты диалога с ней (Путиным) могут оказаться диаметрально противоположными ожидаемым. Например, угроза экономических санкций в целерациональной реальности принуждает к переоценке рисков и деятельности в сторону их понижения. Именно этого ожидает Обама. Но в ценностно-рациональной реальности угроза экономических санкций может действовать в прямо в противоположном направлении и дополнительно мобилизировать общность "своих" на сопротивление "чужим". |