Список публикаций: Русская национальная идентичность
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ЗАКАРПАТЬЯ Место России в современном мире определяется ее огромными территориями, запасами природных ресурсов, интеллектуальным и военно-политическим потенциалом. Достаточно неоднозначным является влияние экономики. Отказ от сырьевой экономической модели отнюдь не означает автоматической модернизации экономики. Экспорт первичных энергоресурсов остается значительной статьей формирования бюджета и мешает переходу экономики России на инновационные рельсы, завоевания международного авторитета и уважения. Проблемы модернизации России не могут снизить внимание к проблемам национальной идентичности, которую некоторые исследователи считают более значимой. Национальная идентичность России значима не только для её политического престижа, но и для витальных перспектив. По мнению американского политолога Пола Гобла, США движется в том направлении, "где Россия больше не занимает центральное место во внешней политике". Реалистическая оценка России, по мнению Гобла, состоит в её признании в качестве региональной силы, но не глобальной сверхдержавы. Главные причины такого положения России в современном мире: перечеркнутые надежды на демократизацию и фрагментация русской национальной идентичности. "Когда наблюдаешь за процессами в России с удаленной позиции, поражает неожиданный рост регионализма внутри Российской Федерации. Возрождение и усиление сибирской идентичности, восточной идентичности, поморской – на Севере, казачьей – по всему югу России. Эта революция идентичностей отражает две важные тенденции и указывает на третью. Во-первых, это отражение того факта, что, вопреки убеждениям большинства людей, русская национальная идентичность – самая слабая в Евразии. Самоидентификация, к примеру, у авар, армян или украинцев намного сильнее, чем у русских. Во многом русские оказались главными жертвами государства, названного их именем. Им было позволено управлять, но только ценой отказа от собственного развития как нации. Как результат – происходит фрагментация" [1]. Фрагментация русской национальной идентичности негативно сказывается на воспроизводстве русского народа. По расчетам «Statistics Group»: "Реальное сокращение русских оказывается вдвое больше, чем это зафиксировано последней переписью, и значительно больше, чем уменьшение общей численности населения страны" [2]. Значительное сокращение численности русских, в свою очередь, порождает серьезные геополитические проблемы. Формирование геополитических проблем оказывает "давление" на выбор национальности. Русские, проживающие в странах ближнего зарубежья, все чаще отказываются от национальности своих предков. особенно интенсивно эти процессы происходят на Западной Украине. Единственным регионом Западной Украины, где устойчиво сохраняется русская идентичность, является Закарпатская область. Цель статьи - определить причины сохранения русской идентичности в отдаленном регионе. Для достижения цели необходимо исследовать историю заселения региона русскими людьми, дать характеристику этническим русским Закарпатья, определить их место в системе межэтнических отношений и показать дальнейшие перспективы их жизни. Первые официальные статистические данные об этнической группе русских на Закарпатье появились в 1946 году. Согласно переписи населения их количество на тот момент составило 12176 человек. Через 13 лет, в 1959 году, количество русских в Закарпатье увеличивается более чем в два раза и составляет 29599 человек. Бурный рост количества русских в Закарпатье происходил за счет интенсивной миграции из различных регионов бывшего СССР и мало отличался от аналогичного удвоения количества чехов и словаков с 1921 по 1930 годы. Главной причиной резкого прироста в обоих случаях была необходимость формирования в послевоенном Закарпатье новых административно-управленческих структур. Дальнейший рост количества русских происходил более медленными темпами. За период с 1959 по 1989 год количество русских возросло лишь 20000 человек . Темпы прироста русских за этот период составили 67,2%. Это незначительно отличалось от аналогичных процессов в этнической группе румын, было значительно ниже, чем в цыганской группе и в 1,5 раза выше, чем среди украинцев. Повышенный прирост русских происходил не только за счет естественного прироста, но и при помощи миграции в регион специалистов, необходимых для развития новой системы производства и образования. Главным результатом интенсивной миграции русских в Закарпатье и задач, которые решались с ее помощью, стало существенное отличие русских от других этнических групп в уровне образования. По данным переписи населения 1989 года на 1000 русских приходилось 246 человек с высшим образованием. Аналогичный показатель у словаков равнялся 88 человек, украинцев - 68, венгров - 37, румын - 17 человек. Среди цыган не было зарегистрировано ни одного человека с высшим образованием. Уровень среднего специального образования русских был так же значительно выше, чем в других этнических группах. Эта особенность русского населения стала причиной целой серии следствий, определивших другие особенности этой этнической группы. Основной вторичной особенностью русских стала выраженная заинтересованность в развитии системы крупного и среднего общественного производства Закарпатья. Перепись населения 1989 года показала, что среди русских был самый высокий показатель занятости - 56,4 %. Высокий уровень занятости русских всегда являлся не привилегией, а насущной потребностью этой этнической группы. Лучше всего данный тезис доказывает самый высокий уровень занятости среди русских женщин, иногда превышающий даже уровень занятости мужчин. Результаты социологических исследований еще более убедительно доказывают явное лидерство русских в развитии производственных мощностей региона. Заинтересованность русских в развитии промышленного производства Закарпатья определила характер их расселения. Среди них 87,2 % городских жителей. Очень высока концентрация русских в крупных городах. Составляя около 4,0 % всего населения Закарпатья, доля русских в городе Мукачеве достигает 14,9 %, а в Ужгороде 14,3 %. Несмотря на то, что в последнее десятилетие доля русских в сельской местности повысилась, а в городах стала уменьшаться, около 97 % представителей этой этнической группы являются сторонниками инвестиций в новые промышленные технологии и ввоза в регион новых специалистов. Вместе с тем высокий уровень образования, занятости и концентрированности русского населения в крупных городах создавал у определенной части населения миф о «перенаселенности региона русскими» [3, с.100]. Существенной особенностью русских Закарпатья является специфическое для этого региона использование свободного времени. Вопреки прагматическому подходу к использованию своего времени у автохтонного населения (на приусадебном участке или за собиранием даров природы), русские более предпочитают проводить его у телевизора или занимаясь спортом. Большинство коренных закарпатцев же считает такое использование свободного времени абсолютно или практически бессмысленным. Несовпадение ценностных ориентаций способствовало порождению мифа о необычной ленивости русских. Не вписывалась в общую тенденцию такая особенность русского населения, как высокая готовность защищать свою и государственную обороноспособность от внешней опасности. По данным социологических исследований 45 % русских рассматривали защиту Украины от внешней опасности как свою личную обязанность. Подобный же показатель в других этнических группах, включая и титульную нацию, в несколько раз ниже. Возможно, что с этой особенностью связано происхождение мифа о якобы повышенной воинственности русских. На самом же деле этническая группа русских, проживающих в Закарпатье, в социально-психологическом плане имеет очень много общего с коренными жителями Закарпатья - румынами. Они так же активны, напористы, но не агрессивны, как и румыны Закарпатья. У русских, как и у румын, ярко выражены аффилиативные потребности (желание постоянно быть в компании других людей), развито «чувство локтя». Выше всего они ценят дружеские отношения. Среди русских много принадлежит к такому типу людей, которые привыкли проверять правильность своего поведения по реакции самых близких людей, что порой ставит их в сложные отношения с общепринятыми законами. В этом, видимо, и заключена особая природа их творчества, абсолютно непохожая ни на немецкую, ни на цыганскую. Русские, как и большинство славян, очень сентиментальны и склонны к излишней идеализации объектов своей эмоциональной привязанности. Общительны и обладают развитыми способностями избегать конфликты. Кроме эмоционально-динамического сходства с румынами, русские имеют особенности, сближающие их с немцами гораздо больше, чем с другими этническими группами. Наиболее общей внешней чертой, в последнее десятилетие сблизившей русских с немцами, стал их одинаково высокий миграционный настрой. По данным официальной статистики именно эти этнические группы в последний период устойчиво лидируют по количеству постоянных мигрантов, выезжающих из Закарпатья. У русских этот показатель доходит до 3 % в год, что в абсолютных цифрах составляет 1500-1800 человек. Среди разнообразных причин миграции особым вниманием русских пользуется такая, как невозможность жизненной самореализации в месте постоянного проживания. Действительно, в силу вышеперечисленных особенностей русского населения региона, упадок промышленного производства в Закарпатье сильнее, чем на других этнических группах, отразился на самочувствии русских. Общее углубление материально-бытовых проблем более всего отразилось на мигрантах, лишенной взаимовыручки со стороны родственников. Русские Закарпатья в большей части относятся именно к этой категории мигрантов. Возможности самореализации русских старшего и среднего поколения серьезно сократились из-за понижения статуса русского языка. По этой причине некоторые из них, включая и меня, не могут уже работать в соответствии со своей основной специальностью. Изменилось и само отношение к русским. В Закарпатье оно способно принимать две крайние точки зрения: либо в форме перенесение на русских ответственности за вину прошлого режима, либо в форме разочарования о том, что они слишком легко сдались «националистам и демократам, развалившим великую страну». И в первом, и во втором случае эта этническая группа испытывает значительный психологический пресс как со стороны крайне правых, так и со стороны крайне левых политических сил. И все же, все перечисленные причины усиления миграционного настроения русских отличаются от причин повышенного миграционного настроения немцев. Последние, например, мигрируют больше не ради возможности самореализации, а ради будущего своих детей, их меньше пугают материальные трудности, возникшие на Украине. Казалось бы, миграция в противоположные стороны и по разным причинам не должна бы иметь ничего общего. Однако такие общие черты существуют. Установлено, что максимально короткие этнические дистанции с немцами имеют русские, родившиеся в России. У той же категории русских, которые родились в Закарпатье, дистанции значительно длиннее. А самые длинные этнические дистанции с немцами у тех русских, которые не только сами родились в Закарпатье, но и имеют родителей, родившихся в Закарпатье. В начале эти факты выглядят парадоксом. Однако все достаточно легко объясняется благодаря другому факту - различному уровню этнической динамики всех трех категорий русских. Максимально высокий уровень этнической динамики или пассионарности, согласно терминологии Л.Н. Гумилева, обнаруживается у русских, родившихся за пределами Закарпатья [4]. Этническая динамика убывает прямо пропорционально времени их проживания в регионе. Миграционные настроения выше у тех, у кого выше уровень этнической динамики. Таким образом, помимо общей внешней черты русских и немцев существует и скрытая черта - высокая этническая динамика. Русские, так же как и немцы, покидают Закарпатье, неудовлетворенные возрастанием статики во всех сферах жизни региона [5]. Интенсивная миграция русских - лишь видимая часть айсберга глобальной трансформации этнического пространства Центральной Европы. Русские являются одним из наиболее активных субъектов этого процесса потому, что они много лет своим присутствием и этническими особенностями задавали это пространство. Влияние русского населения на экономическую, культурную, и общественно-политическую жизнь региона настолько сильно, что вызывает негативную реакцию со стороны экстремистски настроенных жителей западноукраинского региона. Если не брать во внимание процессы трансформации этнического пространства, то не исключено решение вопроса о сохранении роли русских и русскоязычных жителей региона в будущем. С позиции общечеловеческого гуманизма острее всех нуждается в помощи и поддержке старшее поколение русских, в большинстве случаев полностью оторванное от своей Родины. Им поздно, а чаще всего и некуда уже эмигрировать. Иногда вся их надежда теплится на поддержке национально-культурного общества. Среднее же поколение русских не устроит такого рода помощь. Высокий уровень образования, энергичность и отсутствие возможности для адекватного применения своих способностей открывает для этой категории русских прямую дорогу в криминал, опаснее которого нет и не будет ни в одной европейской стране. Помощь и поддержка национально-культурных обществ тут может быть либо бессильна, либо опасна. Для решения вопроса со средним поколением русских потребуется более могучая рука помощи. Совершенно по-разному необходимо работать с той категорией русских, которые недавно попали в Закарпатье и теми, кто живет здесь в 3-4 поколении. В большей помощи нуждаются носители мощной пассионарной энергетики, привнесенной в Закарпатье из глубин России. Как показывают результаты этнологических исследований, есть эта проблема и в смешанных браках. Если смешанные браки по женской линии менее пассионарны, то мужская линия смешанных браков несет в себе заряд пассионарности более высокий, чем при механическом ее перенесении из-за пределов Закарпатья. Неконтролируемая высокая энергетика в статичной среде Закарпатья небезопасна не только для этнического мира в регионе, но и ближайшего зарубежья. Даже покидая регионы своего прежнего проживания, русские на какое-то время еще останутся ключевой фигурой межэтнических и геополитических отношений. Элементы их способа производства, методов управления, образа жизни, общения, культурных ценностей и всего этнического пространства, созданного за долгие годы присутствия, будут определять ближайшее будущее Закарпатья. От разумной политики правительства в отношении самого большого меньшинства Украины напрямую зависит и будущее всей страны, ее политический вес. Очень многое зависит и от правильного видения ситуации вокруг «русского вопроса» руководителями всех национально-культурных обществ. Надеюсь, что авторитет их руководителей в соединении с трезвым пониманием ситуации - лучший гарант для стабильности в очень специфической полиэтнической среде региона. Значение русской идентичности для укрепления места России в мире высоко оценивается с программной статье В.В.Путина "Россия и меняющийся мир". По мнению Путина, образовательное и культурное присутствие России в мире можно усилить на порядок там, где хотя бы часть населения говорит на русском языке. "Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский"[6]. В регионах, где население не только говорит на русском, но и остается носителем российской культуры, это необходимо осуществлять немедленно. Более глубокий анализ статьи показывает "сожаление об упущенных возможностях" и "вынужденный характер заявлений" президента о месте России в современном мире [7]. Множество вопросов не поднимались бы при условии, если бы США и НАТО не опирались на «стереотипы блокового мышления», если бы их «игры не велись непосредственно у российских границ, если бы они не расшатывали нашу безопасность, если бы они не работали против стабильности в мире». Возможно, что «принуждение к обсуждению» практически полностью вытеснило из контекста статьи категорию должного. Не разделено, насколько международные отношения России определяются политическим принуждением, а насколько глубоким философским пониманием её места в быстро меняющемся мире. Многочисленные декларация про то, что Россия является частью большого мира, не определяет её места в мире. Если Россия не хочет быть изолированной в меняющемся мире, она обязана вспомнить про свою национальную идентичность, которая сохраняется и успешно утверждается в регионах значительно от нее удаленных. Русская национальная идентичность, сбереженная в самых разных регионах мира, не позволит изолировать Россию из современного мира, а ее активность, поддерживающая соотечественников за рубежом, не будет выглядеть политической экспансией. Благодаря программам поддержки соотечественников у России всегда остается шанс стать системообразующим элементом мировой политики. Традиционные качества россиян, их доверие и открытость, является социальными капиталами, которые необходимо не только защищать, но и наращивать. Именно социальные капиталы будут определять место России в меняющемся мире.
Литература
|