|
Рациональность – это качество руководства соображениями, правилами или доказательствами, оцениваемыми как разумные или полезные. Если это так, то знаменитый вопрос из «Красной жары»: «Какие Ваши доказательства?» - выглядит как вершина рациональности J Мало кто обращает внимание на то, что за пределами рациональной оценки находится область нерационального, например, погода, пищеварение организма и другие «внешние обстоятельства», напрямую независимые от наших соображений и руководствующих правил. Иное дело – иррациональное действие, осуществляемое вопреки рациональным соображениям. Иррациональным может быть объявлено любое действие, так как главной уязвимостью рациональности почти единогласно объявлена ошибка, а ее причиною - недостатки рассуждения! Иными словами, если вами получен ненужный или нежелательный результат, значит вы неправильно рассуждали! Ха-ха))
Определение рациональности через рассудительность и сообразительность путают карты даже самым виртуозным игрокам Цивилизации. Попытки определение рациональность через ее альтернативы, обнаруживают ее «противостояние» интуиции, эмоциям, традициям, авторитету и вере. Способны ли наши рассуждения противостоять либо подменять собой такие мощные альтернативы. Вряд ли. Некоторый исторический успех сопутствовал противопоставлению рациональности силе авторитета и традициям, но в остальных случаях мыслители скорее пытались примирить веру и разум, разум и интуицию, рациональное и эмоциональное. Вера, интуиция и эмоции из альтернативы легко превращались в дополнение рациональности, не оставляя шансов на альтернативное определение рациональности.
Можно попытаться определить рациональность через иные феномены, но не альтернативные, а согласованные с ней. Такими феноменами считаются причины и цели. При этом, рациональность будет выглядеть как правильная реакция на внешние доводы. Например, если пища полезна, то это является причиной ее употребления. Но если пища заражена, сальмонеллой, то этот факт станет причиной не употреблять такую пищу. Вынужденно перемещенные лица могут понимать опасность возвращения в зону боевых действий, но под либо влиянием депрессии, либо под влиянием региональной привязанности («любви к малой Родине») способны демонстрировать готовность возвращения домой. Возникает конфликт причин, затрудняющий принятие рационального решения. А в силу того, что мы не можем знать всех причин, целей и других внешних факторов, обусловливающих разнообразные жизненные ситуации, рациональное решение дополнительно «зависает» на уровне доступности знаний. Ограниченная доступность знаний заставляет рациональность легко растворяется в эрудиции. А если не помогает эрудиция, то тупик рациональности отменяется, в лучшем случае, при помощи «дружеского совета», а в худшем – гаданием на «кофейной гуще». В любом случае, обоснование рациональности выбора исключительно на внешних причинах – весьма спорно.
На помощь внешним основаниям рациональности приходят попытки обоснования рациональных решений при помощи правил согласованности. Разговоры о значении правил согласования идут очень активные, но мало кто понимает их связь с рациональными решениями. Это означает, что рациональными можно считать решения, если действия достаточно согласованы с персональным психическим состоянием или мнением значимого для субъекта окружения. Обоснование рациональности при помощи правил согласования больше напоминают действие под влиянием убеждений. Но внутренняя согласованность намерений людей может находиться в противоречии с внешними причинами развития ситуации. Критики рациональности основанной на правилах согласованности такие правила называют либо ложными, либо избыточными. Если же внутренняя согласованность не совпадает с внешними причинами, то правила называются ложными, а если совпадают, то избыточными.
Кажется, что рациональность непримирима, прежде всего, с ложными правилами. На самом же деле, экзистенциальный смысл рациональности состоит в избавлении от избыточности. Рациональность освобождает мир от избыточной активности, погружая его в избыточную информацию. Кроме того, что вместе с иррациональным поведением за борт выбрасывается и нерациональный мир природы, которая априори избыточна, но не иррациональна. Следом за избыточной природой рациональные решения избавляются от веры, интуиции, эмоций, воображения и других альтернатив рациональности, кажущихся избыточными. Заметить этот процесс намного сложнее, чем обнаружить, например, избыточный вес. Сокращая избыточность, рациональность незаметно выхолащивает из жизни творческое начало, которое существует как эманация избыточности. Особенно опасно рациональное освобождение мира от избыточности при помощи искусственного интеллекта, не чувствующему меру виртуализации нашей избыточной природы.
|