Александр Пелин

Список публикаций: Революционная романтика уступает прагматике социальной безопасности

Знаменитая революционная триада времён Великой французской революции «Свобода, Равенство и Братство» урезана до свободы и социальной безопасности в документах ХДС Германии не случайно. К этому ведут последовательные шаги. Во-первых, выдвигается новая концепция безопасности 21 столетия, которая «включает внутреннюю и внешнюю безопасность в мире с все новыми угрозами. Но оно также включает социальную безопасность в условиях глобальной экономики и демографических изменений, а также безопасность сплочения в нашем обществе и безопасность, чтобы иметь возможность жить в окружающей среде, достойной жизни, которую каждое поколение сохраняет для следующего». Во-вторых, «Братство» в знаменитой триаде заменяется понятием «солидарность», которая сводится к «социальной защите». В-третьих, «Равенство» активно заменяется равенством перед законом и справедливостью. В-четвертых, получаем новую триаду, в которой справедливость заменяет «Равенства», а безопасность заменяет «Братство»/солидарность. «Наши нравственные убеждения и наш богатый опыт дают нам силу и политический разум, чтобы формировать Федеративную Республику Германия в духе свободы, справедливости, безопасности и как шанс для всех людей». К этому остается добавить уверенность политиков в недостижимости абсолютной справедливости и исправление ситуации при помощи солидарности («Хотя мы с предельными усилиями выступаем за достижение большей справедливости в нашем обществе, мы знаем, что абсолютная справедливость недостижима. Мы чувствуем свою особую ответственность перед слабыми и социально обделенными. Никого нельзя потерять, никого нельзя забывать»).

Таким образом, вместо знаменитой революционной триады получаем бинарную оппозицию свободы и безопасности. Такое урезание девиза совершенно не случайно с позиции немецкого социолога Зигмунта Баумана, считавшего, что вся современная эпоха – это неустанные поиски «ни разу ещё не найденной «точки равновесия» между свободой и безопасностью» и что, до сего дня этот поиск остаётся незавершённым.

Не случайным является такое урезание и с другой точки зрения. Ее суть в несовместимости свободы и равенства. О несовместимости свободы и равенства очень образно заявил и православный патриарх Кирилл: «"Если свобода, то не может быть равенства. Потому что свобода - это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы". Иными словами, мир становиться прагматичным. Если заповеди не имеют алгоритма реализации, то они поменяются, урезаются и отменяются. Вместе с прагматикой уходит революционная романтика. Станет мир более устойчивым и безопасным без романтики и надежды? Скорее всего, нет. Благодаря романтике столетиями спускался пар социального негодования. Мне кажется, что новая политическая машина уже нуждается в ремонте и доработке.

Обсудить тему можно на страницах блога "Социальные эксперименты и аналитика"